333-222

Справочная служба

Тратим накопленные персональные бонусы с пользой!!! О Бонусной программе сети аптек «НовАя АПТЕКА»
Сосудосуживающие капли. Вред или польза?

01.09.2020

Актуальная статья на тему

Что нужно знать о витаминах?

01.09.2020

Актуальная статья на тему

Давайте вместе НЕболеть!

01.11.2016

Актуальная статья на тему!

Бонусная программа

Лучшая аптечная сеть по итогам соцопроса

В апреле 2012 года Калининградская социологическая служба провела маркетинговое исследование на тему: «Изучение лояльности и потребительского поведения Калининградцев на фармацевтическом рынке / аптек».
     Данный отчет представляет материалы маркетингового исследования 1003 жителей Калининграда, проводимого с 9 по 15 апреля 2012 года. Выборка квотная, репрезентирует состав населения Калининграда начиная с 18 лет по полу и возрасту на основании статистических данных Госкомстата. Опрос проводился маршрутным методом посредством личного интервью (face to face) по месту жительства респондентов. При построении выборочной совокупности была проведена стратификация по пяти районам проживания респондентов в Калининграде. Данные опроса обработаны с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS 17,0. Допустимая ошибка выборки 3,2% при доверительной вероятности 0,95. Для повышения точности исследования массив данных был взвешен в соответствии с распределением численности жителей административных районов города. Уровень отказов от участия в интервью (non – response rate) не превышал 0,15. При работе на маршрутах осуществлялся контроль каждой пятой квартиры.
     Рынок фармацевтической продукции, как Калининграда так и России в целом, является емким и растущим. Об этом говорят  объемы продаж, расширение ассортимента, предлагаемого конечному потребителю, высокая конкуренция, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, а также постоянно развивающаяся сеть мелкорозничных аптечных структур и более крупных аптечных сетей. Сегодня для эффективного развития аптечного бизнеса необходимо применять в своей работе современный маркетинговый инструментарий.  Важно учитывать мнения клиентов, оперировать их предпочтениями в формировании маркетинговой стратегии, направленной, в том числе, на формирование «лучшей аптеки» в глазах потребителей.
Первый вопрос исследования  вводный, направлен на оценку частоты посещения аптек. Он позволяет на первой стадии выявить и отсеять тех, кто не пользуется услугами аптек. Таких респондентов чуть более 12%. В основном это мужчины (за них аптеки посещают женщины), а также самые молодые Калининградцы.
Среди  посетителей  можно выделить две основные группы. Это те, кто посещают аптеки регулярно, несколько раз в месяц – 26,0% и тех, кто посещает их по необходимости – 35,7%.  К первой группе преимущественно относятся женщины, а также люди пенсионных возрастов. Во второй группе гендерные различия едва заметны, однако в возрастных группах мы можем отметить, что людей старше 66 лет заметно меньше. Как уже мы отметили, они преобладают в числе активных клиентов аптек города. Эти тенденции вполне понятны. Отметим также, что активные клиенты аптек представляют хороший сегмент для владельцев аптек и аптечных сетей. Поскольку именно эти клиенты чаще приобретают, наряду с лекарственной группой, сопутствующие товары. Так, по мнению некоторых респондентов, надежнее и приятней покупать их именно в аптеке. Повышается доверие к качеству таких товаров.  Например, детские товары, средства женской личной гигиены, дорогостоящая косметика.
     Очень важно посмотреть, как выбирают  аптеку Калининградцы. Социологи предложили респондентам выбрать два наиболее популярных признака, по которым выбираются аптеки на начальном этапе. Так, наиболее часто Калининградцы посещают аптеки, находящиеся поблизости от дома или работы. Здесь можно говорить о том, что данная тактика характерна для всего населения города и в целом для потребителей, независимо от места их жительства. Вообще удобство расположения, это один из факторов, наиболее сильно влияющих не только на выбор аптек. Например, те же тенденции мы можем увидеть в отношении банковских отделений и продовольственных магазинов. В основном в числе этой группы потребителей преобладают мужчины (они реже женщин ориентируются на те или иные факторы, кроме удобства), а также молодой возраст.
    Принцип доверия также играет мощную роль при выборе аптеки. Сегодня это принцип актуален как никогда. И если сравнивать с аналогичным показателем, который был получен в 2008 году, проводя похожее исследование, то он возрос более чем в два раза и составляет 27,6%. Перекликается с доверием тенденция покупать лекарства в аптеках одной и той же сети – так выбирают аптеки 17% горожан. Можно говорить о тенденциях, когда сеть изначально пользуется большим доверием, чем одиночные аптеки. И чем крупнее или более известна сеть, тем больше клиентов потенциально ей доверяют.  Используя маркетинговую политику  на принципе формирования доверия к аптечной сети, к ее продукции, можно существенно расширить базу постоянных клиентов. Можно, например, давать понять клиентам, что в сети идет постоянный контроль качества поступающих в продажу лекарств, а также сопутствующих товаров.
    Определенный сегмент (16,8%) составляют люди, которые отдают предпочтение какой-то одной аптеке (как правило, находящейся ближе к работе или дому).  
    Более чем 14% граждан не задумываются  над выбором аптеки, они просто идут в ту, что находится по пути их следования.  
     Итак, рассмотрим более подробно результаты исследования:
На вопрос «Какие аптеки, работающие в Калининграде вы знаете?» одну из лидирующих позиций заняла аптечная сеть ООО «НовАя АПТЕКА» - это более 46% респондентов (указан кумулятивный процент ответов опрошенных). Важно отметить, что на узнаваемость и популярность бренда оказывает  влияние несколько факторов. Прежде всего, это принадлежность аптек к той или иной крупной сети, удачное расположение, удачное оформление вывесок, эффективные рекламные кампании и время существования бренда на рынке.
     На вопрос «Скажите, пожалуйста, услугами каких аптек Вы пользуетесь?». Здесь также одну из лидирующих позиций заняла аптечная сеть ООО «НовАя АПТЕКА».
     Следующий вопрос задавался респондентам в открытой форме. Можно отметить, что некоторые из опрошенных давали более одного ответа. Но таких немного. Все данные открытого опроса были систематизированы. Данные приведены кумулятивным процентом. Так, более трети опрошенных горожан не смогли выбрать ту или иную аптеку, 6,5% называли либо улицу, где аптека расположена, либо какой-то ориентир. Лидерами в рейтинге являются аптечные сети: «НовАя АПТЕКА», «Формула здоровья», «Социальная аптека».
     Так же Калининградская социологическая служба провела второй экспертный опрос участников фармацевтического рынка с целью определения факторов, наиболее важных для построения внутренней работы.
     Первый блок анкеты, в рамках данного исследования, был посвящен знанию брендов аптек, выявление аптек с которыми работают поставщики и медицинские представители. Был составлен своеобразный рейтинг знания брендов Калининградских аптек. Знание брендов является значимым фактором для предложения нового продукта, для первого контакта и другое. По данным опроса самой узнаваемой аптекой, как у поставщиков, так и медицинских представителей, является сеть аптек «НовАя АПТЕКА» (80,0%), на втором месте «Авиценна» и на третьем «Формула здоровья».
     Так же был задан вопрос: «Как Вы считаете, в какой из аптечных сетей Калининграда наилучшим образом выстроена работа компании?». Здесь опять первая позиция за сетью «НовАя АПТЕКА», на втором месте сеть «Авиценна» и на третьем «Социальная аптека». На вопрос «Какой из аптек Вы доверяете больше всего»? первое место занимает «НовАя АПТЕКА», далее «Авиценна» и «Фарма Вита».
     Подводя итог данном социологическому исследованию, можно с уверенностью сказать, что аптечная сеть «НовАя АПТЕКА» может называться лучшей аптечной сетью по итогам 2012 года.